Первые недели существования музея в храме святого великомученика и целителя Пантелеимона привели в него первых посетителей и подняли целый пласт воспоминаний и впечатлений у людей, увидевших экспозицию сохранившихся икон.
Одним из первых впечатлений было пожелание назвать музей не музеем, а комнатой сохранённых и даже святых икон, потому что музеи в храмах за годы советской власти дискредитировали себя.
Но как бы ни назвали экспозицию, она всё-таки, не простая выставка, а живая, действующая, впитавшая в себя молитвы, веру, любовь верующих и священников. Поэтому в тишине выставочного зала хорошо молится, благодатно думается о вечном, благотворно происходит общение с людьми, которые делятся своими воспоминаниями и опытом встреч с подобными духовными ценностями.
Благодаря таким беседам, возникла необходимость продолжить рубрику «Невыдуманные истории» в новом ракурсе соприкосновения с двадцатилетием нашего храма.
Александра 10 лет проработала в одном из храмов в городе Сухой Лог киоскёром. Работа в киоске – это возможность общения с людьми и порой через киоскёра Господь даёт что-то узнать человеку. Матушка Александра — человек необразованный, но на своём месте делала то, что могла. Однажды в храм привели 24- летнего парня после каких-то заклятий. Священника рядом не оказалось и м. Александра окропила молодого человека святой водой и дала ему выпить этой воды. Парень стал кричать на весь храм, усевшись на пол, и опёршись спиной об лавку, раздвинув ноги. После святой воды он будто бы очнулся: «Где я?» « В храме».
Матушка Александра считает, что зачастую мы сами не понимаем, почему нам нужно работать в том или ином месте в храме и уйти нет никакой возможности. Иногда, по своей гордости, мы до такой степени обижаемся на близких людей, что нет от этого чистой молитвы. Вот тогда Господь и даёт нам возможность встречи с таким человеком, который показывает нам что-то, что помогает нам пожалеть родных через понимание беды чужого человека, а через это подаётся прощение. Ведь можно увидеть, как страдают обидчики в своей жизни, и пожалеть их в несчастье. Ведь несчастные люди дают другим то, что имеют – свою боль. Иногда это очень трудно и люди всё-таки уходят их храма, а покоя нет. Всё, что он делал и понимал в храме, в другом месте он понимать и делать не может. Понимание простых истин в храме – это работа Духа Святого, действующего в нас. А с отходом Его, отходит и понимание.
Матушка Александра тоже собирала иконы в храме и складывала их в сундук, но в храме нет возможности заботиться о старых иконах. Поэтому наша экспозиция очень обрадовала человека, понимающего, что наш музей сохранившейся иконы – это не дань моде, а потребность души дать жизнь иконам, сохранившимся в самых невероятных условиях безбожия.
Любовь: в нашем селе была такая история. Наши соседи некоторое время солили капусту, придавливая её иконой святого великомученика и целителя Пантелеимона, как прочной деревянной крышкой, на которую ставили груз. Мама узнала об этом и попросила у них икону великомученика. Соседи отдали её маме, а мама отнесла икону в храм.
Это ли не свидетельство непотопляемости святого, который и в огне не горел, и в воде не тонул, и звери его не трогали, и колесование его не смогло уничтожить? Господь и в современном материальном мире показывает нетленность святых своих для нас маловеров. Он посылает святых в помощь нам, а мы топим их в своём грехе чревоугодия из любви к капусте. А святой всё равно молит о нас Господа и своей любовью, с помощью Божьей, исцеляет наше тело и душу, просвещая наш ум.
Виктория рассказала, как в селе Горохово Кировской области икона восстанавливается самостоятельно от крестных ходов, на камне, на голом кирпиче.
Екатерина Васильевна М. была из семьи военного, они всегда ездили по гарнизонам за отцом, и мама всегда с собой возила маленькую иконку. Бабушек своих она почти не знала, но одна из них всегда говорила ей «Верь в Бога, ходи в церковь». Екатерине Васильевне 63 года, 20 лет, из которых, она ходит в храм. Её привела туда подруга, которая на 15 лет пришла к Богу раньше, потому что у неё были верующие бабушки, и от них ей осталось много икон. Она жила в Красновишерске, на севере Пермской области, за Соликамском, в краю ссыльных. Туда ссылали священников, которые сохранили веру, привезли в этот край иконы и литературу. Сын священника собирал иконы по деревням, сохранил их, в его доме, как и у многих других прихожан, постоянно читают неусыпаемую псалтырь.
20 лет – срок немалый для современного человека в храме. Но вот плачет Екатерина Васильевна, что муж умер без исповеди и причастия. Видимо бегом нам нужно бежать в храм, чтобы успеть и своим близким помочь перейти в вечность с Богом.
Любовь, родом из с.Камышево, Белоярского края рассказывает как их храм Георгия Победоносца разрушается. Из него, когда-то, люди унесли даже полы для домашнего хозяйства. Один из жителей на свои деньги поставил крест и купол на храме. Батюшка приезжий, приезжает на отпевание в храм. У мамы хранится старая икона с фольгой, которая истлела и Любовь спрашивает – можно ли её восстановить.
В очередной раз можно убедиться, что ценность иконы не в драгоценном написании её дорогой техникой, а в почитании Бога, Богородицы и святых Его в запечатленных на иконе ликах. Женщина не может понять, почему в семье дочери один ребёнок умер, а второй очень болен. «Всё у нас в семье хорошо, мы все любим друг друга, зять хороший. Вот только в храм не ходим, бежим только тогда, когда что-то случается. Свекровь была партийной, верила в Бога, но ей запрещали, тогда нельзя было. Икона после неё осталась, никому в семье оказалась не нужна, мы с мужем забрали её себе».
Вдруг среди беседы включилась вентиляция в крестильной комнате и Люба поинтересовалась, что это шумит и, узнав, что у нас обогреваемая купель для крещения, очень обрадовалась. Ведь её дочь просила найти в городе храм с тёплой купелью для сына с больными почками. Когда-то дочь Любови ходила в наш храм в воскресную школу, ещё в старом помещении. А потом Бог дал ей семью, муж оказался некрещёным и она от храма отошла. Детей сначала не было, и муж покрестился для того, чтобы Бог дал детей. Бог дал детей, но дети болеют. Порой Господь нас может привести к Себе только скорбями. Спаси нас, Господи и вразуми.
О.Димитрий М. объяснил, что на иконах имеются обязательные надписи и наименование свидетельствует о соединении имени и образа. Надписи на иконах – знаки святости, славы и Божественной тайны. Когда-то, во время получения духовного образования, он писал на эту тему работу. Икона, которую он описывал, хранится в нашем музее.
Это старинная икона, возможно даже 18-19 веков, на ней изображён пророк Илия на огненной колеснице. Полу истёршееся наименование иконы, стёртые лики святых и полностью уничтоженное изображение Господа Иисуса Христа говорит о том, что кто-то хорошо знал духовные законы и осознанно наносил вред через икону обществу.
Также батюшка обратил наше внимание на икону Божьей матери «Знамение», изображение которой почти не видно, но чётко сохранившаяся надпись MP OY над головой Божьей Матери на греческом языке, подтверждает, что это изображена «Матерь Бога» или «Божия Матерь».
Есть в музее изображение иконы Божьей Матери в огненном столбе перед молящимся человеком. Кто-то из посетителей думает, что это изображён монах перед явившейся ему Почаевской Божьей Матерью, а кто-то уверен, что это Серафим Саровский, молящийся на своём камушке и увидевший явившуюся ему Божью Матерь в огненном столбе. Однако, священник ещё раз напомнил, что изображение не поименовано, а значит разговора об иконе не может быть.
В одном из альбомов с фотохроникой есть упоминание о некоторых иконах, хранящихся в музее. Одна из икон, относящаяся к невьянской, двойная — «Успение Пресвятой Богородицы» и «Крестовоздвижение» была подарена в 1997 году РОВД Верх-Исецкого района нашему храму.
19 сентября 2007 года президент ОАО «Оборонснабсбыт» Усанов Владислав Юрьевич пожертвовал нам старинную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона.
Охранник нашего храма Георгий, под впечатлением старинных икон вспомнил случай из своего далёкого детства. Он купался в речке и наступил на икону в киоте. Киот был так хорошо изготовлен, что вода не проникла внутрь и икона осталась сухой. Спасённая из воды икона заинтересовала мужчину на берегу, и он сразу же купил её у мальчишек за рубль, на который полуголодные дети многое могли купить в то время. Сейчас Георгий осознаёт ценность иконы не только количеством позолоты, которой был украшен явившийся из воды святой образ, но и его духовная, истинная ценность. Мама Георгия была верующим человеком и часто повторяла, что всё ещё вернётся – и вера, и церковь. Она умерла в 70-е годы и не успела порадоваться возвращению духовных святынь, зато сестра Георгия говорит ему сейчас: « Вот мама бы удивилась и порадовалась, если бы узнала, что ты работаешь в храме». Его память хранит случай, когда в их сельском храме забелили росписи, отдав храм под нужды социализма. Наутро росписи опять проявились. Опять забелили. Опять проявились. Так и не смогли забелить.
Елена, мама ребятишек из хора, рассказала, что работая в УрГЭУ, на кафедре химии, приглашает нас в гости на кафедру, посмотреть открывшуюся во время ремонта роспись ангела. Год назад к ним приходил священник и рассказывал, что раньше на месте университета было духовное училище, а на месте их кафедры был алтарь. Посетив музей, она вспомнила эту историю и пообещала подарить нам фотографию с этим ангелом на память. Его так и оставили жить на кафедре.
Татьяна посетила музей и через неделю в благодарность принесла сшитого ангела, который постоянно напоминает мне о моей неблагодарности перед Богом за всё, что Он для меня делает. Светлый ангел из рук благодарного человека — хороший повод для исповеди.
Матушка Нина принесла в подарок женские украшения – кружевные воротнички, шарфики, брошь, жабо, бусы, боа для « Творческой мастерской». Через неделю рассказала, что ей тут же на карточку положила денег одна их крестниц на покупку зимних сапог. Причём сапоги нужного размера она нашла и купила сразу же за один день. Хотя до этого она год не могла найти удобную обувь без каблука 35 размера.
Самый красивый кружевной воротник пригодился на день Матери в костюме руководителя детского хора Евгении Охановой, к большой радости матушки Нины, передавшей эстафету женской красоты и изящества новому поколению.
Татьяна зашла в музей и под впечатлением увиденного, рассказала историю одной старинной иконы, случайно попавшей в дом её мамы. Эту икону принёс мужчина, чуть ли не за бутылку водки. Икона была тёмной по цвету и энергетически наполненной, это ощущали все в доме, от неё словно что-то исходило благодатное. Через какое-то время икону украли. А мужчина, принесший эту икону, лишился обеих ног.